3.4.1942 |
25.7.1943 |
Щ-402 (до 16.5.1937 – Щ-314) |
|
Серия |
|
|
Дата закладки |
4.12.1934 |
Завод № 189, Ленинград Заводской номер 254 |
Дата спуска на воду |
28.6.1935 |
|
Дата вступления в строй |
23.9.1936 |
|
Командиры |
4.1939 – 5.1939 5.2.1940 – 14.8.1942 8.1942 – 21.9.1944 |
|
Карьера |
29.9.1936 30.6.1937 22.6.1941 |
Краснознаменный Балтийский флот |
Боевой результат |
3 боевых похода в СФВ и 16 боевых походов в ВОВ (255-258 дней). Потопила 17.10.1941 норвежский каботажный пароход "Вестераален" (682 брт), 27.2.1942 немецкий сторожевой корабль NM-01 ("Вандал") и, возможно, 27.2.1942 транспорт "Херускер" и 2.2.1943 сторожевой корабль V-6115 ("Оствинд"). |
|
Судьба |
Потоплена со всем экипажем 21.9.1944 ошибочной атакой самолета-торпедоносца "Бостон" 36-го МТАП Северного флота в 5 милях севернее норвежского порта Гамвик. |
В 4.1936 предполагалось назвать "Тигр".
1.10.1936 поднят военно-морской флаг.
28.5.1937 ушла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Полярное.
В 2.1938 совместно с подводными лодками Щ-404, Д-3, эсминцем "Карл Либкнехт", ледоколами "Мурман", "Таймыр" и судном "Мурманец" принимала участие в операции по спасению научно-исследовательской арктической станции "Северный полюс-1", в которой субмарины обеспечивали радиосвязь между ледоколами, следовавшими в Гренландию, и берегом. Плавание проходило в условиях зимнего шторма и полярной ночи. Вечером 13.2.1938, когда было получено известие, что ледоколы "Мурман" и "Таймыр" подходят к льдине с полярниками, подводные лодки получили приказ возвращаться в базу.
В 4-5.1939 совместно с подводными лодками Д-2, Щ-403 и Щ-404 участвовала в обеспечении радиосвязью перелета самолета "Москва" советского летчика В.К. Коккинаки из Москвы в Ванкувер. В этот поход лодки Северного флота впервые действовали в Северном море – окраинном море Атлантического океана. В Баренцевом море им пришлось выдержать сильнейший шторм с силой ветра до 11 баллов.
Участвовала в советско-финляндской войне, совершив 3 боевых патрулирования у норвежского побережья между Вардё и мысом Нордкин. Контактов с противником не имела.
5.2.1940 в ходе патрулирования у норвежского побережья едва не атаковала норвежский броненосец береговой обороны "Норге", принятый командиром за финский "Вяйнемяйнен".
Начало Великой Отечественной войны лодка встретила на слипе мурманского завода наркомата рыбной промышленности.
1-й боевой поход (15 дней):
10.7.1941 вышла на позицию в район мыса Нордкин.
14.7.1941 проникла на рейд порта Хоннингсвог и с дистанции 14-15 кбт 2-торпедным залпом атаковала стоящий на якоре германский пароход "Ханау". Одна из торпед взорвалась при ударе о скалу. Это послужило поводом считать, что транспорт водоизмещением 3000 т потоплен, открыв тем самым боевой счет советских подводников.
В последующие дни командир упустил несколько возможностей для атаки.
24.7.1941 возвратилась в Полярное.
2-й боевой поход (10 дней):
7.8.1941 вышла на позицию в Варангер-фьорд.
10.8.1941 года, находясь в надводном положении, была обнаружена немецкими эскадренными миноносцами, которые возвращались из рейда к советским берегам, потопив в устье Кольского залива сторожевой корабль "Туман". Лодка уклонилась от атаки срочным погружением.
В дальнейшем была упущена еще одна возможность атаковать немецкие эскадренные миноносцы.
15.8.1941 было обнаружено, что через захлопку газоотвода дизеля в лодку поступает вода. Командир принял решение вернуться в базу без разрешения командования.
16.8.1941 возвратилась в базу, причем из-за ошибки штурмана в счислении на 29 миль чуть не попала под обстрел собственных дозоров и береговых батарей.
3-й боевой поход (18 дней):
24.8.1941 вышла на позицию к мысу Нордкап.
За время похода совершила 3 безрезультатные торпедные атаки.
7-8.9.1941 попала в сильный шторм, во время которого из-за выплескивания электролита аккумуляторную батарею замкнуло на корпус. Командир принял решение досрочно возвратиться в базу.
10.9.1941 возвратилась в базу.
4-й боевой поход (26 дней):
3.10.1941 вышла на позицию в Лоппское море (залив между островами Серё, Лоппа и Фуглё).
После нескольких попыток командиру субмарины удалось выйти 17.10.1941 в торпедную атаку и, стреляя в упор новым "английским" (то есть залповым, с временным интервалом) методом, утопить в проливе Серейзунд норвежский каботажный пароход "Вестераален" (682 брт). Военного груза на судне не оказалось, все 60 погибших (экипаж и пассажиры) были гражданскими лицами.
28.10.1941 возвратилась в базу.
5-й боевой поход (24 дня):
13.11.1941 вышла на позицию в район Конгс-фьорда.
За время похода конвой противника удалось обнаружить лишь однажды, да и то на очень большой дистанции.
6.12.1941 возвратилась в базу.
Ремонт.
6-й боевой поход (22 дня):
21.2.1942 вышла на позицию к мысу Нордкап.
Утром 27.2.1942 в районе мыс Нордкап – мыс Сверхольдклубб, находясь в подводном положении, обнаружила вражеский конвой в составе 5 транспортов и 4-х кораблей охранения. После скрытного сближения был произведен 2-торпедный залп из носовых аппаратов по самому крупному транспорту. На лодке услышали 2 взрыва, после чего в перископ наблюдался тонущий корабль. Преследования не последовало, несколько глубинных бомб было сброшено вдали от субмарины. Командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением 8000 т. По некоторым данным в результате атаки был потоплен транспорт "Херускер". Днем в том же районе сначала по акустическим данным, а затем и визуально обнаружила еще один вражеский конвой в составе 6 транспортов и 6 кораблей охранения. После 2-торпедного залпа из носовых аппаратов, произведенного из подводного положения, были слышны взрывы. Командир, наблюдавший в перископ тонущий корабль, доложил о потоплении транспорта водоизмещением 6000 т. На самом деле в результате атаки был потоплен немецкий сторожевой корабль NM-01 ("Вандал"), на котором погибли 24 члена экипажа. Немецкие корабли контратаковали лодку глубинными бомбами, но не смогли нанести ей существенных повреждений.
Вечером 3.3.1942 у Кьеллефьорда обнаружила 2 охотника за подводными лодками. Приняв их за тральщики, командир лодки произвел из подводного положения выстрел торпедой и, услышав взрыв, доложил впоследствии о потоплении тральщика, что не подтверждается иностранными источниками. Противник в течение часа преследовал лодку, сбросив 42 глубинные бомбы, нанесшие субмарине серьезные повреждения легкого корпуса, в результате которых топливные цистерны потеряли герметичность, и в море начал вытекать соляр. Только с наступлением полной темноты лодка оторвалась от преследователей.
В ночь на 4.3.1942 экипаж лодки устранял повреждения от вчерашней бомбежки и промывал от соляра поврежденные топливно-балластные цистерны.
7.3.1942 лодка получила приказ занять новую позицию к северу от мыса Нордкап для прикрытия союзного конвоя PQ-12.
Утром 10.3.1942 прибыла на новую позицию, где выяснилось, что на лодке практически не осталось соляра, который вытек из поврежденных при бомбежке 4.3.1942 цистерн. Вечером в 30 милях северо-восточнее мыса Нордкап лодка окончательно лишилась хода и легла в дрейф, сообщив по радио о случившемся.
11.3.1942 для оказания помощи потерявшей ход Щ-402 были направлены К-21 из базы и Д-3 из близлежащей позиции. Однако, не дожидаясь подхода помощи, Щ-402 продолжила движение в базу, используя в качестве топлива разбавленное керосином смазочное масло.
Около 6 часов утра 13.3.1942 на лодке кончилось импровизированное топливо из смазочного масла и керосина, и она вновь потеряла ход, сумев удалиться от мыса Нордкап на 100 миль. Вечером потерявшую ход лодку обнаружила вышедшая ей на помощь подводная лодка К-21. За час на "щуку" было передано 12 т соляра и 120 литров масла, после чего подводные лодки порознь взяли курс на базу.
Поздним вечером 14.3.1942 возвратилась в Полярное.
Ремонт, смена аккумуляторных батарей.
7-й боевой поход (4 дня):
4.5.1942 вышла на позицию к северу от острова Кильдин для обеспечения противолодочной обороны конвоя PQ-15.
5.5.1942 столкнулась при всплытии с крупной дрейфующей льдиной, повредив зенитный перископ и антенны.
7.5.1942, не выполнив задачи, возвратилась в базу.
8-й боевой поход (18-20 дней):
29.5.1942 вышла на позицию в район Вардё.
2.6.1942 у мыса Какаур 2-торпедным залпом атаковала конвой противника (2 транспорта в охранении 3-х тральщиков). Из-за большой дистанции торпеды в цель не попали, но командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением более 10000 т.
17.6.1942 возвратилась в базу.
9-й боевой поход (6 дней):
21.7.1942 вышла на позицию в Варангер-фьорд.
22.7.1942 в Варангер-фьорде 4-торпедным залпом атаковала транспорт противника, шедший в охранении 2-х сторожевых кораблей. Из-за большой дистанции торпеды в цель не попали, но командир доложил о потоплении транспорта водоизмещением 8000 т.
25.7.1942 в Варангер-фьорде обнаружила находившуюся в надводном положении немецкую подводную лодку. Из-за большой дистанции торпедная атака не увенчалась успехом, однако командир доложил о потоплении субмарины противника.
26.7.1942 возвратилась в базу.
10-й боевой поход (4-5 дней):
12.8.1942 вышла на позицию к мысу Нордкин.
13.8.1942 прибыла на позицию в район мыса Нордкин.
В ночь на 14.8.1942 осуществляла зарядку
аккумуляторных батарей в районе Танафьорда (в 25
милях от берега). В 1.58 во 2-м и 3-м отсеках лодки произошел взрыв водорода,
вызванный нарушением экипажем правил технической эксплуатации. Погибло 19
человек, включая командира подводной лодки. Командование принял на себя
командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант А.Д. Большаков. Ориентируясь по
магнитному компасу, лишенная возможности двигаться подводным ходом
лодка направилась в надводном положении в базу.
15.8.1942 у входа в Кольский залив лодку встретили 3 сторожевых катера, 1 торпедный катер и тральщик. В их сопровождении субмарина возвратилась в базу.
Ремонт. Боевая подготовка.
11-й боевой поход (18 дней):
17.1.1943 вышла на позицию в Варангер-фьорд. Старшим на борту был комдив И.А. Колышкин.
23.1.1943 в Варангер-фьорде
из надводного положения атаковала 4-торпедным залпом конвой противника в
составе 2-х транспортов в охранении 2-х тральщиков и 2-х сторожевых катеров. В
условиях шторма и полярной ночи торпеды прошли мимо, однако командиру было
засчитано потопление транспорта. Противник пытался контратаковать лодку, но
безуспешно.
2.2.1943 у мыса Стуршер из надводного положения атаковала 4-торпедным залпом конвой противника в составе 2-х транспортов и кораблей охранения. По одним данным торпеды прошли мимо, по другим – был потоплен сторожевой корабль V-6115 ("Оствинд"). Противник пытался контратаковать лодку, но безуспешно.
3.2.1942 возвратилась в базу.
12-й боевой поход (17 дней):
10.3.1943 вышла из базы на позицию в район Вардё.
20.3.1943 в районе Вардё
3-торпедным залпом с дистанции 8-10 кбт атаковала
конвой противника. Через 1.5 мин после выпуска торпед акустик услышал 2 взрыва.
Иностранные источники не комментируют результаты этой атаки. По данным
агентурной разведки были потоплены 2 транспорта с мукой и стройматериалами, что
представляется крайне маловероятным событием.
26.3.1943 возвратилась в базу.
13-й боевой поход (17 дней):
7.5.1943 вышла из базы на позицию в район Вардё.
В этот поход лодке ни разу не удалось выйти в атаку.
23.5.1943 возвратилась в базу.
14-й боевой поход (34 дня):
2.9.1943 вышла из базы на позицию в Карское море в район восточнее мыса Желания.
Встреч с противником не было.
5.10.1943 возвратилась в базу.
Средний ремонт.
15-й боевой поход (17 дней):
10.7.1944 вышла из базы в боевой поход для участия в операции "РВ-5".
В ходе похода лодка 7 раз пыталась по наведению авиаразведки выйти на перехват неприятельских конвоев, но их скорость каждый раз оказывалась выше, чем у "щуки", чья надводная скорость существенно снизилась за счет изношенности дизелей и снятия волнорезных щитков торпедных аппаратов.
26.7.1944 возвратилась в базу.
16-й боевой поход (5 дней):
Вечером 17.9.1944 вышла из базы в боевой поход.
21.9.1944 в 6.42 по ошибке атакована
торпедоносцем "Бостон" 36-го минно-торпедного авиаполка Северного флота. Экипаж самолета, не сумев опознать
советскую подводную лодку, в нарушение приказа, запрещающего атаки любых
подводных лодок, с дистанции 600 м сбросил торпеду, которая отправила субмарину
ко дну со всем экипажем. По всей видимости, экипаж лодки, осуществляющей поиск
противника в позиционном положении, опознал приближающийся самолет как
советский и не счел необходимым погружаться, что и привело к трагическому
результату.
Неточности и несоответствия в датах:
1. По другим данным лодка вернулась из 8-го похода 15.6.1942.
2. По другим данным лодка вышла в 10-й боевой поход 11.8.1942.
Использованные
источники:
1. Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 –
1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
Ограждение рубки и 45-мм орудие Щ-402 Фото из коллекции К.Кулагина (МК 5.2002) |